|
Гиперактивность.
РРебенок активный и гиперактивный.
ВВ чем разница?
Ребенок живой, подвижный, активный - что в этом плохого? Более того, он и смышлен не по годам, по крайней мере компьютер освоил значительно быстрее и лучше бабушки, знает, как привести в движение сложную игрушку, с пультом телевизора - вообще не бывает проблем. Врачи на задержку развития не указывают. И тем не менее вас постоянно выводит из себя его неугомонность, беготня, ерзанье, нетерпеливость, невразумительные ответы.
Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным, - это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом, - это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.
У всякого ребенка время от времени случаются минуты гнева. А сколько детей начинают "разгуливаться" в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не считается признаком гиперактивности. Быть может, это временно. Или просто так сложилась ситуация.
Вот здесь и кроется главное отличие ребенка живого, активного от гиперактивного.
Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях - дома, в гостях, в кабинете врача, на улице - будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Этих можно уговорить, наказать, в конце концов. Гиперактивных - бесполезно, их надо сперва подлечить.
Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами). Это невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
Понятие "невнимательность" в данном случае складывается из следующих признаков:
- Обычно ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду).
- Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.
- Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.
- Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно - построить ли дом из кубиков или написать школьное сочинение).
- Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
- Ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе - ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте.
- Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.
- Ребенок постоянно все забывает.
Для того чтобы поставить ребенку диагноз "невнимательность", у него должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются по меньшей мере шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде.
Понятие "гиперактивность" включает в себя следующие признаки:
- Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.
- Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.
- Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.
- Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.
- Ребенок всегда нацелен на движение.
- Часто бывает болтливым.
Понятие "импульсивность" включает в себя следующие признаки:
- Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.
- Ребенок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.
- Ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.
Говорить о гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев.
Но не торопитесь сами ставить клеймо на ребёнке, диагностировать синдром дефицита внимания может только врач-невролог, и даже диагноз ставится не сразу, а только после длительного наблюдения за ребёнком.
Лечение СДВГ проводится двумя путями: лекарства и поведенческая терапия. Поведенческая терапия – это обучение родителей, педагогов организации жизни ребёнка, и сама работа с ребёнком (занятия спортом, обучение социальным навыком, организация досуга, посещение специализированных центров для коррекции поведения).
Как управляться с таким ребёнком?
Диагностировать СДВГ можно с 4 лет. А за прошедшие четыре года, вы наверняка уже приспособились к своему ребёнку, подобрали свои методы воспитания и контроля.
1. Без вины виноватый.
Не надо ругать ребёнка, за то что он забывчивый, рассеянный, не может посидеть спокойно. Ребёнок не виноват в этом, и ругая, вы наносите ему психологическую травму. Не ругайте, но критикуйте. Указывайте на то, что он сделал неправильно или не сделал, акцентируйте внимание, но не обвиняйте.
2. Быстрее быстрого.
Не заставляйте ребёнка ждать, он этого не любит. Если провинился, наказывайте сразу, сделал что-то хорошо, хвалите сразу. И вообще, больше хвалите, детки с СДВГ очень чувствительные. Старайтесь придумывать для ребёнка занятия, где не надо ждать, или долго что-то делать.
3. Шаг за шагом.
Не ставьте перед гиперактивным ребёнком сразу ворох задач. Выдавайте их по одной. Он не запутается, не забудет, не отвлечётся, если давать ему только одно задание за раз.
4. Спокойствие, только спокойствие!
Не допускайте переутомление ребёнка, поменьше впечатлений. Старайтесь не бывать в людных местах, реже ходите на массовые мероприятия, не показывайте эмоционально-напряжённые мультфильмы. В режиме дня выделите время на дневной сон, и вечером не засиживайтесь допоздна. Играйте больше в спокойные игры. Но и не перегибайте палку, гулять на свежем воздухе, бегать прыгать, заниматься спортом тоже надо.
Даже если диагноз гиперактивности у вашего ребёнка подтвердился, это не повод расстраиваться. Конечно, с таким ребёнком больше проблем, чем с обычными детьми, воспитывать их труднее, но у больших минусов всегда найдутся большие плюсы.
Во-первых, вы теперь знаете, что ваш ребёнок не избалованный, ему просто тяжело контролировать свои эмоции.
Во-вторых, если направить энергию, бьющую через край, в благодатное русло, то ребёнок может достичь замечательных результатов благодаря своей работоспособности.
В нашей студии проводится диагностика и дальнейшая коррекция поведения.
Мы всегда рады помочь Вам!
|